background

пятница, 23 октября 2015 г.

"Алхимия" - шестое студийное чудо Мельницы


Я с опаской ждала нового альбома одной из моих любимейших групп, и даже думала, что для меня Мельница осталась в прошлом, ведь предыдущий сборник "Ангелофрения" пошел мне весьма с трудом. Ангелофрения была крутым поворотом, уводящим нас от привычной эльфийской/ кельтской/ славянской фолк-магии. По ней даже стимпанковый роман написали, что, в принципе, enough said. Так что я расстроилась, поскорбела по "магейи" и решила многого от нового альбома не ждать, чтобы не было так горько.
И вот, "Алхимия" выходит в общий доступ. После первого прослушивания мне понравились две песни. Потом всё, как в тумане. Потом внезапно количество прослушиваний Мельницы на моем плеере перевалило за 200. И это только полторы недели прошло!
Неожиданно для себя я прониклась этими песнями, хотя они со-о-овсем не то, что старая Мельница времен "Дороги Сна". "Алхимия" - это история, которая достигает самого сердца, поражает гармоничностью композиции и мастерством исполнения. Это новая ступень в развитии Мельницы.
Слушая альбом снова и снова, я открывала для себя все новые интертекстуальные связи (о, филология, что ты со мной сделала) - с другими песнями, с текстами и с не касающимися искусства явлениями. Это доставило мне огромное удовольствие. Приятно быть образованным:)


Не распыляясь в похвалах (хотя очень хочется), рассмотрим каждую песню в отдельности.

1. Gaudete. Кто-то в обсуждении альбома сказал, что эта песня ему не нравится, т.к. что-то очень напоминает, как будто это не оригинальная вещь, а пародия. Ну, если вы знакомы с музыкой Возрождения и Барокко, Gaudete вызовет у вас моментальные ассоциации! Неудивительно, что там упоминается клавесин. Это легкая "морозно-звонкая" ликующая песня, которая недвусмысленно отсылает к Рождеству и легенде о волхвах. Необычайно умиляет строка "принесу тебе дары я: сердце, вечность и коньки":)
 Вместе с тем, для меня Gaudete имеет еще и языческий оттенок, ведь нечасто встретишь "Король зимы" как эпитет Христа. Эта песня чудесно подойдет и для Йольского настроения, когда мы радуемся возрождению солнца.
Gaudete оставляет еще много неразгаданных загадок - например, почему "с морозным звонким треском разбиваются сердца"?

2. Анестезия. Говорят, когда Хелавису спросили, есть ли какая-то связь между первой и второй песнями, она сказала, что "Анестезия" созвучно "Анастасии", что в свою очередь означает "воскресение". Сначала Рождество - за ним Пасха!
Анестезия - это песня с жутковатым текстом и захватывающе-искристой музыкой, это прославление весны. И, серьезно, на припеве я опять задалась вопросом "што вы имели ввиду, огосподибожемой??": ..."и счет биения вен нам укажет путь". Как? Как это понять?) Еще, при слове "ртуть" мне вспомнился "Поезд на Мемфис" с предыдущего альбома, где ртуть и Меркурий - это поклон в сторону незабвенного Фредди Меркьюри. Уже там Меркурий органично вплелся в общую космическую канву, которая в полной мере развернулась теперь на "Алхимии"...

3....в том числе и вылившись в Марсианский экспресс! Поезда, поезда, снова поезда...Поезд на Мемфис внезапно превратился в Марсианский экспресс, преодолев время и пространство. В песне особо радует неожиданный переход между тональностями, которые вызывают в памяти то, как поезд набирает скорость, и от этого меняется звук. А еще, конечно, нельзя тут не вспомнить Рэя Бредбери с его марсианскими новеллами:)

4. Никогда и Dreadnought. Это парные песни, отличающиеся лишь текстом, настроением, звуком...да, в общем, проще сказать, что у них одинакового - мелодия..Они рассказывают нам общую на двоих историю.
"Никогда" - это женская версия, а "Дредноут" - мужская, что ясно видно и по тексту, и по всему остальному. Героиня "Никогда" ждет у морского побережья своего любимого и не теряет надежды. Она верит в любовь и в то, что он вернется. Быть может, она вспоминает его слова- "я обещаю вернуться?".
А вот герой "Дредноута" (англ. боевой корабль, "бесстрашный") говорит: "мне не вернуться". Хотя в первом куплете надежда еще жива, постепенно он приходит к выводу, что путь домой навсегда потерян, ведь корабль давно "пробил пространство и время" и покинул земные воды. Поэтому и пристань высоко, а небо - низко. Можно предположить, что Дредноут теперь бороздит космические просторы, так что героиня напрасно ждет любимого у побережья. А может, героя и вовсе уже нет в живых, и они встретятся только в "никогда". Невольно вспоминается нашумевший "Интерстеллар".

5. Золото тумана. Я честно пробовала прочувствовать эту песню, поклон в сторону Ахматовой, но, видимо, я еще не доросла до нее, как в свое время до "Кувшина".

6. Об устройстве небесного свода. Песня, которая отправляет нас то ли на пустынные снежные равнины, то ли на холодные "высоты, где спят орлы". Речитатив и басы вводят в транс, а текст исполнен прямо-таки философского разоблачительного смысла. Тут стоит поблагодарить прекрасную поэтессу и подругу Хелависы Ольгу Лишину, которая участвовала в написании слов к этой песне. Она удивительным образом умеет писать длинные строки, которые рифмуются только последним словом и создают ощущение разговора.

7. Радость моя. Нет, нет, нет, я остаюсь покорно поклонницей первой версии этой песни, сольно исполненной Хелависой. Хоть стихи и написаны от мужского "я", но Эдмунд Шклярский не дает нам такой нежности, которая подразумевается в этой композиции.

8. St. Exupery Blues. Я долго не могла принять эту песню, ведь блюз для Мельницы весьма необычен. Ну, так же долго я шла к джазовой Slow, Love, Slow у метал-группы Nightwish.
Блюз для Сент-Экзюпери - это песня на грани падения, но мы не слышим трагичности или страха. Есть лишь упоение полетом, ветер в волосах, дыхание полной грудью и радость жизни.

9. Тристан. На концертах исполнялась "Изольда", и ее мы ждали на новом альбоме, а вышел "Тристан". Это одна из первых захвативших меня песен в альбоме. Она похожа на старо-мельничный сказочный фолк. Тристан представляется нам, как жертва колдовской страсти, и его личность почти полностью стерта ею. Боже мой, какие в этой песне изумительные аллитерации! Как филолог, я просто впадаю в экстаз. Короткие отрывистые строки, исполняемые почти выкриками, прямо-таки завораживают.
И, помимо остального, эта песня мне сильно напоминает "Ночную Кобылу". Похожи и словоформы в прошедшем времени, и то, что снова герой оказывается в плену колдовства, которое приводит его если не к гибели, то к неминуемым изменениям. Тристан становится оборотнем - как вам такое?

10. Прощай. Эта песня первой привлекла мое внимание, и ей уже пророчат судьбу радио-хита, как Дороге Сна и Ночной Кобыле:) Припев очень цепляющий, сама композиция напоминает старо-мельничную. Герой и его душа заперты "с обратной стороны зеркального стекла". Снова холод и снег, и ледяное стекло, отделяющее героя от всего мира.

11. Война. Я плакала, когда слушала эту песню первые несколько раз. Она оживила в моей памяти события 2013-14 гг., Небесную Сотню, да и последующие жертвы. Хелависа сообщала, что "Война" появилась как раз зимой 2013/14, вряд ли это связано с Майданом, но эта песня может стать нам очень близкой. Герой - возможно, это Ангел с прошлого альбома, - на краткое время покинул поле боя, чтобы рассказать о бессмысленности войны и вновь вернуться к ней, "тяжело подволакивая крыло", потому что ему больше некуда возвращаться.
Финальная часть песни отличается от общего настроения. Мы слышим ярость боя, мастерски воплощенную Хелависой, и это снова отсылает нас к похожему пению в "Ангеле".



В целом, я бы охарактеризовала тему альбома как холодную отчужденность. Ее нам предоставляют и многочисленные упоминания зимы, и прохладный тон музыки, и тема космоса. Также, "Алхимия" вышла довольно маскулинной (кроме "Никогда", "Об устройстве небесного свода" и "Золото тумана"). Как мы знаем из интервью, "Алхимия" - это только первая часть запланированного двухтомника. Возможно, следующая пластинка окажется более "женской", принеся в том числе и Изольду с ее чарами.

На этом, пожалуй, я остановлюсь, хотя мыслей много:) "Алхимия" - это новые темы, новый уровень мастерства и новая любовь. Если "Ангелофрения" была авангардом, выражаясь языком искусства, то "Алхимия" стала модерном.
Аплодисменты новой эре Мельницы!:)


2 комментария:

  1. Как по мне так старая Мельница была лучше, та музыка была более "фолковой" , а сейчас "спопсилась" да и текст как-то не очень...

    ОтветитьУдалить
  2. "и счет биения вен нам укажет путь" - имхо, имеется в виду пульс. Т.е. сердце станет стучать быстрее, когда мы почувствуем, что встали на верный путь.

    ОтветитьУдалить