background

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Кредо ведьм

Теперь послушай ведьмины слова,
Секреты, скрытые в ночи,
В те времена, когда таились мы во тьме,
Теперь уж можно вынести на свет.

Волшебные вода и пламя,
Земля и вездесущий воздух.
Мы знаем все о скрытой сути в них,
Мы знаем, но молчим.

Рождение, расцвет и смерть,
Приход зимы и лета,
За всеми тайнами природы
Мы следуем в своем волшебном танце.


Четыре раза в год великий шабаш
Наступает, и ведьмы вновь танцуют
В День всех святых, на Ламмас,
Вокруг костров и в праздник Имболк.

Когда же день и ночь равны между собою,
И в самый длинный день, и в день короткий самый
Вновь ведьмы вместе и справляют
Четыре шабаша иных, поменьше.

Всего в году тринадцать лун,
И в круге ведьм тринадцать.
Тринадцать золотых деньков
В году, и месяцев тринадцать.

Во все года и все века
В начале и в конце времен
Мужчина с женщиной ложились
И силой оба наполнялись.







Когда мечом, ножом иль колдовством
Очерчен круг магический,
То он соединит тотчас два мира -
Наш мир земной и мир теней.
Земной мир глуп и слеп,
А мир теней все знает, но молчит.
А в круге закипает колдовство
И призывается древнейший бог.

У входа в темный склеп
Стоят колонны. Две всего,
Как два всего начала у природы,
Что образуют силу духов и богов.
Друг друга обгоняют свет и тьма,
Свет делается тьмой, тьма - светом.
Так часто говорили мудрецы,
Рассказывая о богине с богом.

Король теней, рогатый по ночам,
На диком ветре мчится,
Но при свете дня
Он по лесным полянам по-хозяйски бродит.
Она же может быть девицей юной,
Плывущей в полночь в лодке под Луной.
Но если будет ей угодно, может стать
И древнею старухой, шепчущей заклятья.

Они бессмертны - времени поток
Их только освежает. Им подвластно
Любое колдовство, и даже души
Сковать иль отпустить они способны.

Так выпьем же вина в честь бога и богини,
И будем танцевать, сплетясь в объятьях.
Когда же час пробьет, то нам откроют двери,
Ведущие к эльфам, в волшебную страну.

Мы можем делать все, что захотим.
Обиды нет, когда в душе любовь.

Лишь только заповедь одну,
Колдуя, мы не забываем.
Вот ведьмовское кредо, шесть слов:
Делай, что хочешь, только не вреди.

(с) Дорин Валиенте


среда, 16 декабря 2015 г.

Почему "Багровый пик" - сексистский фильм

Итак, давеча я наконец-то посмотрела "Багровый пик", на который хотела сходить в кино, но как-то не сложилось. Я слегка тащусь от Тома Хиддлстона, а тут еще и историческая реконструкция, где он играет аристократа, так что...я не могла упустить этот фильм:)
В целом, мне понравилось. Оформление отличное, режиссер - молодец, актеры подобраны хорошо. Но тут я задумалась о своих чувствах к персонажам и удивилась, какой ненавистью я воспылала к Люсиль, главной злодейке. Почему у меня нет тех же чувств к Томасу, хотя его вина почти так же велика? Эти размышления навели меня на мысль рассмотреть "Багровый пик" с точки зрения феминизма и проверить, как там изображены женщины.
Есть отличный способ узнать, относится ли данное кино к фем-френдли произведениям. Он называется тестом Бехдель и предлагает задать следующие вопросы:
1) Есть ли в фильме две и больше женских персонажки, чьи имена названы?
2) Говорят ли они друг с другом хоть раз?
3) Если да, то говорят ли они о чем-либо, не касающемся мужчин?

Если на все три вопроса ответ был "да", можете считать этот фильм гендерно непредвзятым. Давайте же рассмотрим "Багровый пик" с этой точки зрения.


Итак, в фильме определенно есть две женские персонажки, к тому же, центральные - Эдит и Люсиль. И да, они говорят друг с другом наедине. Но вот на третьем вопросе, как обычно и бывает, "Багровый пик" терпит поражение. Ни разу эти две женщины не говорят о чем-то безотносительно к Томасу - даже когда Люсиль рассказывает об их матери.
Теперь мы подозреваем, что тут дело нечисто. Рассмотрим подробно каждого из персонажей.

1) Эдит. В самом начале фильма она меня порадовала - и роман сама пишет, и упрямая, и смеется над необходимостью писать о любви, и читает много, и очки носит (ну, прост) - чем не начинающая феминистка. Но вот появляется прекрасный и богоподобный баронет - и прото-феминистка становится сперва наивной глупышкой, затем ходячим несчастьем. Хорошо хоть хватило смелости шастать по ночному дому и разговаривать с призраками, иначе бы точно померла. В конце даже лопатой орудует, да как! Но вся ее персона крутится вокруг одной точки - ее мужа Томаса. Это слащавое "Я тебя никогда не забуду" меня просто убило, откровенно же плохая реплика.

2) Томас. Вот он - наш центр Вселенной. Прекрасен, умен (вроде бы), благороден - мечта, одним словом. Неудивительно, что от него тащатся и сестра, и жена (жены). Но если подумать, помимо красоты актера, чем еще может привлечь этот персонаж? Только своей страстью к изобретательству. Только рядом со своей машиной он становился по-настоящему живым и интересным. А, ну еще тем, что он мужчина. А так - особо ничем не выдающийся.

3) Люсиль. Я даже вслух ругалась, когда она пошла убивать направо и налево. Это же надо, какая стерва, еще и сумасшедшая. Зло во плоти. А затем я подумала, ну почему опять именно сестра оказывается бесноватой истеричкой и убийцей? Почему им не мог быть брат, Томас? И вспомнила статью о том, как женщин из века в век выставляют лгуньями, дьяволицами и вообще очень плохими людьми. Ведь как неожиданно и здорово было бы, если бы это Люсиль раскаялась в конце и они вместе с Эдит лопатой долбанули Томаса по его прекрасной голове, а не наоборот?

И опять, опять, по сути, такой же негодяй Томас выходит сухим из воды. Ведь надо же прославить любовь, прославить мужчину (я тут уже не упоминаю второго героического парня), нельзя же, чтобы зрительницы возненавидели прекрасного аристократа, такого нежного и невинного. Ведь он всего лишь шел на поводу у маньячной сестры.
Ладно, такая ситуация может быть. Но за Люсиль обидно. В целом, за все образы истеричных негодяек, которым наполнено искусство, которые вбивают нам в головы, что женщинам доверять нельзя. Вот я сейчас не могу вспомнить похожей ситуации, где из пары именно мужчина оказался бы злодеем, а две женщины объединили свои дружеские силы для борьбы со злом, а не бегали за персонажем, как полоумные влюбленные собачки и не грызлись за него. Если вы помните - сообщите мне об этом, я хоть порадуюсь. 

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Мельница 28.11.15


Вот и еще один концерт Мельницы позади. Не так давно я расписывала свои впечатления от "Алхимии", так что сейчас сосредоточусь на некоторых моментах, которые сделали этот концерт совершенно особенным:)

Порадовало освещение! Вместо каких-то драпировок фон сцены был усыпан огоньками, будто звездами, и было волшебно:) Практически каждой песне осветители придали свое настроение - например, на Небесном Своде было бледно зеленое, что и-де-аль-но оттеняло атмосферу песни!

Когда Хелависа вышла на сцену, она вынесла ярко пылающую свечу и поставила перед стойкой микрофона. Сперва я думала, что это какая-то фишка концертного тура, а потом вдруг вспомнила, что сегодня (то бишь вчера) - День памяти жертв Голодомора, когда все вечером зажигают свечку в окне. И сразу все стало "illuminated", и если бы можно было полюбить Хелавису еще больше, это был именно тот момент.

Забавно вышло, когда начали играть мощную старомельничную "Прялку", и вот наступает момент, когда вступают барабаны - а барабанщик Фрол куда-то завеялся :D Хелависа сама рассмеялась, здорово разрядив этим атмосферу, и "Прялка" вышла чудесная:)

Сюрпризом было исполнение кавера "Master of the Wind", которое я, кажется, на концертах еще не слышала.

И, конечно, энергетическим центром концерта стала "Война" - песня актуальная, как сказала сама Хел. Это та песня, которая при первых прослушиваниях заставила меня плакать, и это же - вчера, на концерте. Думаю, не на меня одну "Война" так влияет, и когда зал внезапно, не сговариваясь, поднял фонарики и начал светить, даже Наталья Андреевна заморгала чаще и изменилась в лице. Это было чудесно - чувствовать, что твой любимый исполнитель поддерживает тебя. Если вы не слышали эту песню, просто послушайте.

Так как "Алхимия" вышла совсем недавно, на новые песни зал реагировал слабее, чем на старые. Но я уверена, что это изменится, ведь тот же "Тристан" и "Анестезия" - чрезвычайно мощные песни. Но все уже точно прочувствовали "Об устройстве небесного свода" и "Войну":)

Еще раз хочу поблагодарить Мельницу за восхитительную пластинку, и не менее чудесный вчерашний концерт! Любовь на веки веков.

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Темное время

Итак, неделю назад мы отметили официальный Самайн, а 7.11- астрологический. Мне довелось вчера поблуждать в сумерках (это где-то в пять вечера) и ощутить приближение зимы. Как чудесно написала Сойт в своем блоге, на Самайн мы слышим звук лопнувшей струны - это умер Рогатый Бог, так и не увидев своего сына, и с ним умерло лето.
Дни от Самайна до Йоля (21 декабря) мы называем Темным временем, это время "безвременья", когда Боги сошли в Поздемный мир, и хоть их сила постоянно с нами, но мы все равно ощущаем себя покинутыми.



Вчера я обнаружила, что в город массово вернулись черные вороны и синицы - поближе к людям, к теплу и пище. В лесу уже питаться почти нечем. Одна рябина горит алыми гроздьями, да кое-где шиповник. Букашки давно попрятались под землю, и облетают в ускоренном темпе последние листья с тополей. Все это недвусмысленно говорит о приближении настоящих холодов.
И хотя в ноябре так сложно активно действовать, все время хочется спать и пить чай, я заставляю себя быть в тонусе, чтобы не так давило отсутствие солнца (да что там, дождя тоже нет) и эта всепроникающая грусть, которой наполнена сама природа. Грусть закрадывается в сердца людей печальными мелодиями, дрожью последнего желтого листа на вишне. От прокрастинации и самоистязания спасает только работа и медитации. И хотя в Темное время надлежит наполняться спокойствием и внутренней мудростью, я чувствую легкое отчаяние, оно сквозит во всем, что нас окружает.
Но скоро первый снег, который украсит сказкой серую землю, укроет ее пушистым одеялом:) И даже если это будет сперва всего пара мокрых снежинок - все равно это будет зима, новый период, новое время, и придет охота пить какао и слушать рождественские песни! Надеюсь, что это случится скоро. 

пятница, 23 октября 2015 г.

"Алхимия" - шестое студийное чудо Мельницы


Я с опаской ждала нового альбома одной из моих любимейших групп, и даже думала, что для меня Мельница осталась в прошлом, ведь предыдущий сборник "Ангелофрения" пошел мне весьма с трудом. Ангелофрения была крутым поворотом, уводящим нас от привычной эльфийской/ кельтской/ славянской фолк-магии. По ней даже стимпанковый роман написали, что, в принципе, enough said. Так что я расстроилась, поскорбела по "магейи" и решила многого от нового альбома не ждать, чтобы не было так горько.
И вот, "Алхимия" выходит в общий доступ. После первого прослушивания мне понравились две песни. Потом всё, как в тумане. Потом внезапно количество прослушиваний Мельницы на моем плеере перевалило за 200. И это только полторы недели прошло!
Неожиданно для себя я прониклась этими песнями, хотя они со-о-овсем не то, что старая Мельница времен "Дороги Сна". "Алхимия" - это история, которая достигает самого сердца, поражает гармоничностью композиции и мастерством исполнения. Это новая ступень в развитии Мельницы.
Слушая альбом снова и снова, я открывала для себя все новые интертекстуальные связи (о, филология, что ты со мной сделала) - с другими песнями, с текстами и с не касающимися искусства явлениями. Это доставило мне огромное удовольствие. Приятно быть образованным:)


Не распыляясь в похвалах (хотя очень хочется), рассмотрим каждую песню в отдельности.

1. Gaudete. Кто-то в обсуждении альбома сказал, что эта песня ему не нравится, т.к. что-то очень напоминает, как будто это не оригинальная вещь, а пародия. Ну, если вы знакомы с музыкой Возрождения и Барокко, Gaudete вызовет у вас моментальные ассоциации! Неудивительно, что там упоминается клавесин. Это легкая "морозно-звонкая" ликующая песня, которая недвусмысленно отсылает к Рождеству и легенде о волхвах. Необычайно умиляет строка "принесу тебе дары я: сердце, вечность и коньки":)
 Вместе с тем, для меня Gaudete имеет еще и языческий оттенок, ведь нечасто встретишь "Король зимы" как эпитет Христа. Эта песня чудесно подойдет и для Йольского настроения, когда мы радуемся возрождению солнца.
Gaudete оставляет еще много неразгаданных загадок - например, почему "с морозным звонким треском разбиваются сердца"?

2. Анестезия. Говорят, когда Хелавису спросили, есть ли какая-то связь между первой и второй песнями, она сказала, что "Анестезия" созвучно "Анастасии", что в свою очередь означает "воскресение". Сначала Рождество - за ним Пасха!
Анестезия - это песня с жутковатым текстом и захватывающе-искристой музыкой, это прославление весны. И, серьезно, на припеве я опять задалась вопросом "што вы имели ввиду, огосподибожемой??": ..."и счет биения вен нам укажет путь". Как? Как это понять?) Еще, при слове "ртуть" мне вспомнился "Поезд на Мемфис" с предыдущего альбома, где ртуть и Меркурий - это поклон в сторону незабвенного Фредди Меркьюри. Уже там Меркурий органично вплелся в общую космическую канву, которая в полной мере развернулась теперь на "Алхимии"...

3....в том числе и вылившись в Марсианский экспресс! Поезда, поезда, снова поезда...Поезд на Мемфис внезапно превратился в Марсианский экспресс, преодолев время и пространство. В песне особо радует неожиданный переход между тональностями, которые вызывают в памяти то, как поезд набирает скорость, и от этого меняется звук. А еще, конечно, нельзя тут не вспомнить Рэя Бредбери с его марсианскими новеллами:)

4. Никогда и Dreadnought. Это парные песни, отличающиеся лишь текстом, настроением, звуком...да, в общем, проще сказать, что у них одинакового - мелодия..Они рассказывают нам общую на двоих историю.
"Никогда" - это женская версия, а "Дредноут" - мужская, что ясно видно и по тексту, и по всему остальному. Героиня "Никогда" ждет у морского побережья своего любимого и не теряет надежды. Она верит в любовь и в то, что он вернется. Быть может, она вспоминает его слова- "я обещаю вернуться?".
А вот герой "Дредноута" (англ. боевой корабль, "бесстрашный") говорит: "мне не вернуться". Хотя в первом куплете надежда еще жива, постепенно он приходит к выводу, что путь домой навсегда потерян, ведь корабль давно "пробил пространство и время" и покинул земные воды. Поэтому и пристань высоко, а небо - низко. Можно предположить, что Дредноут теперь бороздит космические просторы, так что героиня напрасно ждет любимого у побережья. А может, героя и вовсе уже нет в живых, и они встретятся только в "никогда". Невольно вспоминается нашумевший "Интерстеллар".

5. Золото тумана. Я честно пробовала прочувствовать эту песню, поклон в сторону Ахматовой, но, видимо, я еще не доросла до нее, как в свое время до "Кувшина".

6. Об устройстве небесного свода. Песня, которая отправляет нас то ли на пустынные снежные равнины, то ли на холодные "высоты, где спят орлы". Речитатив и басы вводят в транс, а текст исполнен прямо-таки философского разоблачительного смысла. Тут стоит поблагодарить прекрасную поэтессу и подругу Хелависы Ольгу Лишину, которая участвовала в написании слов к этой песне. Она удивительным образом умеет писать длинные строки, которые рифмуются только последним словом и создают ощущение разговора.

7. Радость моя. Нет, нет, нет, я остаюсь покорно поклонницей первой версии этой песни, сольно исполненной Хелависой. Хоть стихи и написаны от мужского "я", но Эдмунд Шклярский не дает нам такой нежности, которая подразумевается в этой композиции.

8. St. Exupery Blues. Я долго не могла принять эту песню, ведь блюз для Мельницы весьма необычен. Ну, так же долго я шла к джазовой Slow, Love, Slow у метал-группы Nightwish.
Блюз для Сент-Экзюпери - это песня на грани падения, но мы не слышим трагичности или страха. Есть лишь упоение полетом, ветер в волосах, дыхание полной грудью и радость жизни.

9. Тристан. На концертах исполнялась "Изольда", и ее мы ждали на новом альбоме, а вышел "Тристан". Это одна из первых захвативших меня песен в альбоме. Она похожа на старо-мельничный сказочный фолк. Тристан представляется нам, как жертва колдовской страсти, и его личность почти полностью стерта ею. Боже мой, какие в этой песне изумительные аллитерации! Как филолог, я просто впадаю в экстаз. Короткие отрывистые строки, исполняемые почти выкриками, прямо-таки завораживают.
И, помимо остального, эта песня мне сильно напоминает "Ночную Кобылу". Похожи и словоформы в прошедшем времени, и то, что снова герой оказывается в плену колдовства, которое приводит его если не к гибели, то к неминуемым изменениям. Тристан становится оборотнем - как вам такое?

10. Прощай. Эта песня первой привлекла мое внимание, и ей уже пророчат судьбу радио-хита, как Дороге Сна и Ночной Кобыле:) Припев очень цепляющий, сама композиция напоминает старо-мельничную. Герой и его душа заперты "с обратной стороны зеркального стекла". Снова холод и снег, и ледяное стекло, отделяющее героя от всего мира.

11. Война. Я плакала, когда слушала эту песню первые несколько раз. Она оживила в моей памяти события 2013-14 гг., Небесную Сотню, да и последующие жертвы. Хелависа сообщала, что "Война" появилась как раз зимой 2013/14, вряд ли это связано с Майданом, но эта песня может стать нам очень близкой. Герой - возможно, это Ангел с прошлого альбома, - на краткое время покинул поле боя, чтобы рассказать о бессмысленности войны и вновь вернуться к ней, "тяжело подволакивая крыло", потому что ему больше некуда возвращаться.
Финальная часть песни отличается от общего настроения. Мы слышим ярость боя, мастерски воплощенную Хелависой, и это снова отсылает нас к похожему пению в "Ангеле".



В целом, я бы охарактеризовала тему альбома как холодную отчужденность. Ее нам предоставляют и многочисленные упоминания зимы, и прохладный тон музыки, и тема космоса. Также, "Алхимия" вышла довольно маскулинной (кроме "Никогда", "Об устройстве небесного свода" и "Золото тумана"). Как мы знаем из интервью, "Алхимия" - это только первая часть запланированного двухтомника. Возможно, следующая пластинка окажется более "женской", принеся в том числе и Изольду с ее чарами.

На этом, пожалуй, я остановлюсь, хотя мыслей много:) "Алхимия" - это новые темы, новый уровень мастерства и новая любовь. Если "Ангелофрения" была авангардом, выражаясь языком искусства, то "Алхимия" стала модерном.
Аплодисменты новой эре Мельницы!:)


пятница, 9 октября 2015 г.

Об экологии

Увлечение ведовством дало мне не только душевное спокойствие, но и привлекло внимание к проблемам двух важных областей: положение женщин в обществе и экология.
Уже какое-то время я пытаюсь сократить количество мусора в доме, слежу за потреблением воды, отношу использованные батарейки к специальным контейнерам и мечтаю о появлении повсюду сортировочных урн:)
И вот пару дней назад я решила организовать для себя мини-субботник. Недалеко от моего дома, как идти к почте, есть маленькая улочка и на ней отрезок, где деревья образуют арку, асфальт полуразрушенный - в общем, место, где природа берет свое. Но руки дворников, похоже, не доходят до этого участка, т.к. на обочине, в траве и в корнях деревьев валяется куча старого мусора. Бутылки, куски скотча, картонки и жестянки. И это при том, что в десяти метрах стоит мусорный бак! Все это весьма портит ландшафт, как понимаете. Итак, я взяла перчатки, кулек и решила прибраться. Собрав полный доверху большой пакет я обнаружила, что ликвидировала лишь меньшую часть бедствия. Но и это было уже лучше, чем ничего.
Прошу вас, не бросайте мусор, где попало! Для этого есть специальные места! Когда ты говоришь это людям, все такие правильные, отнекиваются - мол, кто, я? Да никогда! Откуда же берется на улицах мусор?
Просто мы должны понимать, к каким катастрофическим последствиям это может привести. Возможно, нашим правнукам придется расплачиваться за наши оплошности, и серьезно.

Ну и на закуску небольшой опус о том, как бывает за тридевять земель.
Этим летом я ездила в Латвию и самое сильное впечатление получила от тамошних лесов. Таких дремучих я у нас никогда не видела! Лес там стоит как зеленая стена - не пробраться с топором. Не знаю, как они ходят за грибами:)
Позже я поняла, в чем дело. Просто когда там падают ветки или целые деревья, их никто не убирает на дрова. Они остаются лежать там, где упали, и постепенно создается такой первобытный вид.
А одна чудесная московская ведьма Оля (http://oixxo.com) побывала в Канаде и рассказала, что там тоже не убирают упавшие ветки, даже в городах. Там понимают, что такие ветки и поваленные деревья со временем станут домом для многих существ, которые полезны для людей и природы в целом. Жучки, ящерки, мыши, лишайники, мхи, мелкие растения - все это поселится в упавшем стволе.
Оля также надеется, что в Москве хотя бы перестанут убирать осенью опавшие листья, которые являются ценным удобрением для почвы. А так мы сгребаем их и сжигаем, а весной земля остается голой, или растет жалкая парочка травинок. То же и у нас, в Киеве. Уборка листьев уже началась. Неужели они так мешают нам? Портят вид? А ведь природный порядок вещей подразумевает, что мертвые растения перегниют и дадут жизнь новым растениям весной.
Может, стоит раскидывать кучи листьев?)

пятница, 11 сентября 2015 г.

Радость созерцания

Читая чудесную группу https://vk.com/livesimplelife , я задумалась о том, какие моменты жизни казались мне самыми счастливыми. Это не поступление в университет мечты, не день, когда у нас появилась кошечка, и не день, когда я выиграла тот или иной конкурс. Хотя эти мгновения тоже были очень радостными. Но счастье? Тихое, полностью заполняющее тебя счастье и наслаждение каждой секундой? Эти моменты были иными.
Прямо сейчас я могу вспомнить два.
Первое- когда мне было около 11-ти лет, стоял солнечный мартовский день, весна вступала в свои права. Был выходной (или карантин), так что все были дома. Я сидела за компьютером и играла в игры для девочек - одень куколку, обустрой комнату и т.д. И никто мне не мешал. Это время было только мое, и я делала одно дело, то, что хотела делать.
И второе - прошлой зимой. Не очень раннее утро, пасмурно, снег за окном, брат еще спит, все тихо. Я завтракаю. Завтрак - это вообще то время, которое я предпочитаю делать в полном одиночестве, чтобы угадайте что?) Насладиться моментом! Так вот, я решила сделать себе большую кружку традиционного зимнего напитка - какао с корицей. Огромную кружку. Я села за стол, включила праздничную музыку и просто пила свое какао, смотря в окно на зиму. Вот, когда я ощутила совершенный момент, как их называют иногда. Хотя, может, я вкладываю сюда свое значение. Но именно тогда, в тишине (ну, музыка играла, но не было слов) я чувствовала себя счастливой. И потом у меня на весь день оставалось хорошее настроение.

Что общего у этих двух случаев?
Во-первых, я делала ОДНО дело. Не два сразу. Не три.Как иногда мы смотрим в смартфон за обедом, чтобы проверить почту. Да не убежит она от вас.
Во-вторых, меня никто не беспокоил. Ну, это может быть индивидуально для меня как интроверта. Но тишина полезна для всех. В ней мы слышим свои мысли и осознаем их. Поверьте,большую часть жизни вы этого не делаете.

Что я хочу сказать?
Наслаждайтесь моментом, черт возьми!) Выделяйте время для себя и только для себя - не для почты или фейсбука. Посидите в тишине. Посмотрите, как падают листья. Послушайте, как стучит дождь. Погладьте вашу кошку:3 И не делайте несколько дел одновременно - хотя бы иногда. Позвольте себе ощутить эти столь редко выпадающие нам минуты созерцания...
И начните с малого - завтра за завтраком займитесь вкушением еды, и больше ничем. Просто ешьте и чувствуйте вкус. Ощутите благодарность за то, что вы можете есть такую вкусную еду. Подумайте о важных для вас вещах -  и вы удивитесь, какую радость это вам принесет!