background

вторник, 1 марта 2016 г.

Доброжелательный сексизм - что это?

Сегодня моя мама вернулась с улицы и в который раз пожаловалась на мужчин, которые не уступают место женщине в маршрутке. Я выслушала, а потом осторожно спросила:
- С другой стороны, почему они должны уступать место здоровой сильной женщине, не беременной и не старушке?
На что получила весьма агрессивный выпад со словами "тут я против равноправия". У меня аж кровью сердце облилось от такой фразы. "Против равноправия".



"Испокон веков" мужчины были рыцарями и джентльменами, слагали для женщин баллады и открывали перед ними двери. Что же тут плохого, спросите вы? Женщины только радоваться должны такому вниманию и заботе. Радуйтесь, вам говорят.

Начнем с того, что такое сексизм.
Сексизм (ворд подчеркивает это слово как неправильное и хочет поменять на Марксизм) - это дискриминация человека по половому признаку. Это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Некоторые даже не замечают странности фраз "ты же девочка, у вас плохо с логикой/математикой", "он же мужчина, они просто не могут сдерживать свои инстинкты", а также шуток про тупых блондинок. Правда в том, что все мы - люди, и наш пол не определяет наши умственные способности и обязанности. Пол не определяет то, какими игрушками играет ваша дочь/сын, или что нарисовано у них на подгузнике. Пол не определяет женщин-домохозяек/матерей и мужчин-добытчиков. Все это определяют социальные нормы, придуманные обществом.

После получения женщинами права голосовать, учиться в университете и летать в космос дискриминация по половому признаку никуда не исчезла. Сексизм остался, приобрел коварные, псевдошутливые формы. А еще никуда не делся доброжелательный сексизм - то самое "открывание дверей".


Действительно, ну кому плохо от того, что тебе уступили место в маршрутке? Уж точно не женщине, которая получила сиденье. Но за такой "заботой" кроется устоявшееся мнение, что женщина слабее, что она хрупкое и прекрасное создание, которое надо оберегать, - а то ведь ей рожать еще. Серьезно, девушки, разве приятно осознавать себя слабой (читай: ни на что не способной)?! Потому-то феминистки и обвиняют порой искренне ничего не понимающих мужчин в сексизме, - потому что пока женщина считается слабой, над ней можно доминировать. Жен можно избивать, девушек можно насиловать.

Конечно, от уступленного места до изнасилования огого как далеко (хвала Богам), но мы должны бороться с ошибочным мнением о слабости женщин.
Если смотреть с точки зрения, что все мы - люди, то я сама вполне в состоянии открыть себе дверь и постоять в маршрутке. Я в состоянии заплатить за себя в кафе. Я в состоянии добиться всего, что бы мне не хотелось.
Быть может, это не по-радфемовски, но когда мужчина придерживает для меня дверь, я говорю "спасибо", как вежливый человек. Ни в коем случае я не принимаю это как должное. Но и не делаю придержавшему скандальны выговор (ведь мы оба спешим по делам). Я пишу о доброжелательном сексизме тут, в блоге, и пытаюсь при случае объяснить суть вещей людям, которые способны слышать (боги, как же НЕ ХВАТАЕТ людей, способных слышать).

Мне будет очень приятно, если, прочитав это, кто-нибудь задумается о положении вещей. Надеюсь, так я добавлю еще одну маленькую капельку в океан равенства.






среда, 24 февраля 2016 г.

Весна

Сейчас снова будет абстрактный пост о чувствах и предчувствиях. Наверное, все ведьмы скатываются в абстрактность:)


Я собиралась написать еще перед Имболком (1-2.02), но досиделась до того, что через месяц уже Остара, а из земли полезли новые растения! Серьезно, зима несколько необычно быстро закончилась. Ну как, оно-то еще мокро, холодно и печально, но:

1) уже в начале февраля стали дуть весенние ветры! Не знаю, как объяснить, но иногда ты выходишь из дома и чувствуешь в воздухе весну. Я совершенно точно знаю, как пахнет весенний ветер, так же как и летняя ночь имеет свой особый запах. Даже не знаю, от чего это зависит - то ли от Солнца, то ли от направления ветра, то ли еще что.

2) поет весенняя птичка! Кажется, это синицы. Так: "ти-ти, ти-ти" :D Смешно звучит, но когда вы слышите это пение вживую, это точно значит, что весна близко. Может, синицы так собирают своих, подавая знак, что пора возвращаться в Скандинавию?)

3) на Имболк, или же День Сурка, когда по погоде определяют весну, было пасмурно и дождь. У виккан есть свое объяснение предсказания: в этот день Старуха-Зима в последний раз выходит из своего убежища в лесу, чтобы набрать хвороста. Если будет пасмурно, она не сможет  найти много сухих веток, и значит, ее костер быстро догорит, и придется уступить место Деве-Весне. Если же будет солнечно - хвороста окажется много, и Зима еще долго будет сидеть у костра.
В этом году вряд ли она смогла найти много хвороста:)

Итак, нас преследуют оттепели, хотя вообще-то февраль должен быть самым жестоким месяцем. И уже трава начала расти, и эти толстые зеленые стручки, которые всегда первыми появляются на клумбах.) И я уже сменила молочно-белые декорации алтаря на сверкающую зелень.

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Кредо ведьм

Теперь послушай ведьмины слова,
Секреты, скрытые в ночи,
В те времена, когда таились мы во тьме,
Теперь уж можно вынести на свет.

Волшебные вода и пламя,
Земля и вездесущий воздух.
Мы знаем все о скрытой сути в них,
Мы знаем, но молчим.

Рождение, расцвет и смерть,
Приход зимы и лета,
За всеми тайнами природы
Мы следуем в своем волшебном танце.


Четыре раза в год великий шабаш
Наступает, и ведьмы вновь танцуют
В День всех святых, на Ламмас,
Вокруг костров и в праздник Имболк.

Когда же день и ночь равны между собою,
И в самый длинный день, и в день короткий самый
Вновь ведьмы вместе и справляют
Четыре шабаша иных, поменьше.

Всего в году тринадцать лун,
И в круге ведьм тринадцать.
Тринадцать золотых деньков
В году, и месяцев тринадцать.

Во все года и все века
В начале и в конце времен
Мужчина с женщиной ложились
И силой оба наполнялись.







Когда мечом, ножом иль колдовством
Очерчен круг магический,
То он соединит тотчас два мира -
Наш мир земной и мир теней.
Земной мир глуп и слеп,
А мир теней все знает, но молчит.
А в круге закипает колдовство
И призывается древнейший бог.

У входа в темный склеп
Стоят колонны. Две всего,
Как два всего начала у природы,
Что образуют силу духов и богов.
Друг друга обгоняют свет и тьма,
Свет делается тьмой, тьма - светом.
Так часто говорили мудрецы,
Рассказывая о богине с богом.

Король теней, рогатый по ночам,
На диком ветре мчится,
Но при свете дня
Он по лесным полянам по-хозяйски бродит.
Она же может быть девицей юной,
Плывущей в полночь в лодке под Луной.
Но если будет ей угодно, может стать
И древнею старухой, шепчущей заклятья.

Они бессмертны - времени поток
Их только освежает. Им подвластно
Любое колдовство, и даже души
Сковать иль отпустить они способны.

Так выпьем же вина в честь бога и богини,
И будем танцевать, сплетясь в объятьях.
Когда же час пробьет, то нам откроют двери,
Ведущие к эльфам, в волшебную страну.

Мы можем делать все, что захотим.
Обиды нет, когда в душе любовь.

Лишь только заповедь одну,
Колдуя, мы не забываем.
Вот ведьмовское кредо, шесть слов:
Делай, что хочешь, только не вреди.

(с) Дорин Валиенте


среда, 16 декабря 2015 г.

Почему "Багровый пик" - сексистский фильм

Итак, давеча я наконец-то посмотрела "Багровый пик", на который хотела сходить в кино, но как-то не сложилось. Я слегка тащусь от Тома Хиддлстона, а тут еще и историческая реконструкция, где он играет аристократа, так что...я не могла упустить этот фильм:)
В целом, мне понравилось. Оформление отличное, режиссер - молодец, актеры подобраны хорошо. Но тут я задумалась о своих чувствах к персонажам и удивилась, какой ненавистью я воспылала к Люсиль, главной злодейке. Почему у меня нет тех же чувств к Томасу, хотя его вина почти так же велика? Эти размышления навели меня на мысль рассмотреть "Багровый пик" с точки зрения феминизма и проверить, как там изображены женщины.
Есть отличный способ узнать, относится ли данное кино к фем-френдли произведениям. Он называется тестом Бехдель и предлагает задать следующие вопросы:
1) Есть ли в фильме две и больше женских персонажки, чьи имена названы?
2) Говорят ли они друг с другом хоть раз?
3) Если да, то говорят ли они о чем-либо, не касающемся мужчин?

Если на все три вопроса ответ был "да", можете считать этот фильм гендерно непредвзятым. Давайте же рассмотрим "Багровый пик" с этой точки зрения.


Итак, в фильме определенно есть две женские персонажки, к тому же, центральные - Эдит и Люсиль. И да, они говорят друг с другом наедине. Но вот на третьем вопросе, как обычно и бывает, "Багровый пик" терпит поражение. Ни разу эти две женщины не говорят о чем-то безотносительно к Томасу - даже когда Люсиль рассказывает об их матери.
Теперь мы подозреваем, что тут дело нечисто. Рассмотрим подробно каждого из персонажей.

1) Эдит. В самом начале фильма она меня порадовала - и роман сама пишет, и упрямая, и смеется над необходимостью писать о любви, и читает много, и очки носит (ну, прост) - чем не начинающая феминистка. Но вот появляется прекрасный и богоподобный баронет - и прото-феминистка становится сперва наивной глупышкой, затем ходячим несчастьем. Хорошо хоть хватило смелости шастать по ночному дому и разговаривать с призраками, иначе бы точно померла. В конце даже лопатой орудует, да как! Но вся ее персона крутится вокруг одной точки - ее мужа Томаса. Это слащавое "Я тебя никогда не забуду" меня просто убило, откровенно же плохая реплика.

2) Томас. Вот он - наш центр Вселенной. Прекрасен, умен (вроде бы), благороден - мечта, одним словом. Неудивительно, что от него тащатся и сестра, и жена (жены). Но если подумать, помимо красоты актера, чем еще может привлечь этот персонаж? Только своей страстью к изобретательству. Только рядом со своей машиной он становился по-настоящему живым и интересным. А, ну еще тем, что он мужчина. А так - особо ничем не выдающийся.

3) Люсиль. Я даже вслух ругалась, когда она пошла убивать направо и налево. Это же надо, какая стерва, еще и сумасшедшая. Зло во плоти. А затем я подумала, ну почему опять именно сестра оказывается бесноватой истеричкой и убийцей? Почему им не мог быть брат, Томас? И вспомнила статью о том, как женщин из века в век выставляют лгуньями, дьяволицами и вообще очень плохими людьми. Ведь как неожиданно и здорово было бы, если бы это Люсиль раскаялась в конце и они вместе с Эдит лопатой долбанули Томаса по его прекрасной голове, а не наоборот?

И опять, опять, по сути, такой же негодяй Томас выходит сухим из воды. Ведь надо же прославить любовь, прославить мужчину (я тут уже не упоминаю второго героического парня), нельзя же, чтобы зрительницы возненавидели прекрасного аристократа, такого нежного и невинного. Ведь он всего лишь шел на поводу у маньячной сестры.
Ладно, такая ситуация может быть. Но за Люсиль обидно. В целом, за все образы истеричных негодяек, которым наполнено искусство, которые вбивают нам в головы, что женщинам доверять нельзя. Вот я сейчас не могу вспомнить похожей ситуации, где из пары именно мужчина оказался бы злодеем, а две женщины объединили свои дружеские силы для борьбы со злом, а не бегали за персонажем, как полоумные влюбленные собачки и не грызлись за него. Если вы помните - сообщите мне об этом, я хоть порадуюсь. 

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Мельница 28.11.15


Вот и еще один концерт Мельницы позади. Не так давно я расписывала свои впечатления от "Алхимии", так что сейчас сосредоточусь на некоторых моментах, которые сделали этот концерт совершенно особенным:)

Порадовало освещение! Вместо каких-то драпировок фон сцены был усыпан огоньками, будто звездами, и было волшебно:) Практически каждой песне осветители придали свое настроение - например, на Небесном Своде было бледно зеленое, что и-де-аль-но оттеняло атмосферу песни!

Когда Хелависа вышла на сцену, она вынесла ярко пылающую свечу и поставила перед стойкой микрофона. Сперва я думала, что это какая-то фишка концертного тура, а потом вдруг вспомнила, что сегодня (то бишь вчера) - День памяти жертв Голодомора, когда все вечером зажигают свечку в окне. И сразу все стало "illuminated", и если бы можно было полюбить Хелавису еще больше, это был именно тот момент.

Забавно вышло, когда начали играть мощную старомельничную "Прялку", и вот наступает момент, когда вступают барабаны - а барабанщик Фрол куда-то завеялся :D Хелависа сама рассмеялась, здорово разрядив этим атмосферу, и "Прялка" вышла чудесная:)

Сюрпризом было исполнение кавера "Master of the Wind", которое я, кажется, на концертах еще не слышала.

И, конечно, энергетическим центром концерта стала "Война" - песня актуальная, как сказала сама Хел. Это та песня, которая при первых прослушиваниях заставила меня плакать, и это же - вчера, на концерте. Думаю, не на меня одну "Война" так влияет, и когда зал внезапно, не сговариваясь, поднял фонарики и начал светить, даже Наталья Андреевна заморгала чаще и изменилась в лице. Это было чудесно - чувствовать, что твой любимый исполнитель поддерживает тебя. Если вы не слышали эту песню, просто послушайте.

Так как "Алхимия" вышла совсем недавно, на новые песни зал реагировал слабее, чем на старые. Но я уверена, что это изменится, ведь тот же "Тристан" и "Анестезия" - чрезвычайно мощные песни. Но все уже точно прочувствовали "Об устройстве небесного свода" и "Войну":)

Еще раз хочу поблагодарить Мельницу за восхитительную пластинку, и не менее чудесный вчерашний концерт! Любовь на веки веков.

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Темное время

Итак, неделю назад мы отметили официальный Самайн, а 7.11- астрологический. Мне довелось вчера поблуждать в сумерках (это где-то в пять вечера) и ощутить приближение зимы. Как чудесно написала Сойт в своем блоге, на Самайн мы слышим звук лопнувшей струны - это умер Рогатый Бог, так и не увидев своего сына, и с ним умерло лето.
Дни от Самайна до Йоля (21 декабря) мы называем Темным временем, это время "безвременья", когда Боги сошли в Поздемный мир, и хоть их сила постоянно с нами, но мы все равно ощущаем себя покинутыми.



Вчера я обнаружила, что в город массово вернулись черные вороны и синицы - поближе к людям, к теплу и пище. В лесу уже питаться почти нечем. Одна рябина горит алыми гроздьями, да кое-где шиповник. Букашки давно попрятались под землю, и облетают в ускоренном темпе последние листья с тополей. Все это недвусмысленно говорит о приближении настоящих холодов.
И хотя в ноябре так сложно активно действовать, все время хочется спать и пить чай, я заставляю себя быть в тонусе, чтобы не так давило отсутствие солнца (да что там, дождя тоже нет) и эта всепроникающая грусть, которой наполнена сама природа. Грусть закрадывается в сердца людей печальными мелодиями, дрожью последнего желтого листа на вишне. От прокрастинации и самоистязания спасает только работа и медитации. И хотя в Темное время надлежит наполняться спокойствием и внутренней мудростью, я чувствую легкое отчаяние, оно сквозит во всем, что нас окружает.
Но скоро первый снег, который украсит сказкой серую землю, укроет ее пушистым одеялом:) И даже если это будет сперва всего пара мокрых снежинок - все равно это будет зима, новый период, новое время, и придет охота пить какао и слушать рождественские песни! Надеюсь, что это случится скоро. 

пятница, 23 октября 2015 г.

"Алхимия" - шестое студийное чудо Мельницы


Я с опаской ждала нового альбома одной из моих любимейших групп, и даже думала, что для меня Мельница осталась в прошлом, ведь предыдущий сборник "Ангелофрения" пошел мне весьма с трудом. Ангелофрения была крутым поворотом, уводящим нас от привычной эльфийской/ кельтской/ славянской фолк-магии. По ней даже стимпанковый роман написали, что, в принципе, enough said. Так что я расстроилась, поскорбела по "магейи" и решила многого от нового альбома не ждать, чтобы не было так горько.
И вот, "Алхимия" выходит в общий доступ. После первого прослушивания мне понравились две песни. Потом всё, как в тумане. Потом внезапно количество прослушиваний Мельницы на моем плеере перевалило за 200. И это только полторы недели прошло!
Неожиданно для себя я прониклась этими песнями, хотя они со-о-овсем не то, что старая Мельница времен "Дороги Сна". "Алхимия" - это история, которая достигает самого сердца, поражает гармоничностью композиции и мастерством исполнения. Это новая ступень в развитии Мельницы.
Слушая альбом снова и снова, я открывала для себя все новые интертекстуальные связи (о, филология, что ты со мной сделала) - с другими песнями, с текстами и с не касающимися искусства явлениями. Это доставило мне огромное удовольствие. Приятно быть образованным:)


Не распыляясь в похвалах (хотя очень хочется), рассмотрим каждую песню в отдельности.

1. Gaudete. Кто-то в обсуждении альбома сказал, что эта песня ему не нравится, т.к. что-то очень напоминает, как будто это не оригинальная вещь, а пародия. Ну, если вы знакомы с музыкой Возрождения и Барокко, Gaudete вызовет у вас моментальные ассоциации! Неудивительно, что там упоминается клавесин. Это легкая "морозно-звонкая" ликующая песня, которая недвусмысленно отсылает к Рождеству и легенде о волхвах. Необычайно умиляет строка "принесу тебе дары я: сердце, вечность и коньки":)
 Вместе с тем, для меня Gaudete имеет еще и языческий оттенок, ведь нечасто встретишь "Король зимы" как эпитет Христа. Эта песня чудесно подойдет и для Йольского настроения, когда мы радуемся возрождению солнца.
Gaudete оставляет еще много неразгаданных загадок - например, почему "с морозным звонким треском разбиваются сердца"?

2. Анестезия. Говорят, когда Хелавису спросили, есть ли какая-то связь между первой и второй песнями, она сказала, что "Анестезия" созвучно "Анастасии", что в свою очередь означает "воскресение". Сначала Рождество - за ним Пасха!
Анестезия - это песня с жутковатым текстом и захватывающе-искристой музыкой, это прославление весны. И, серьезно, на припеве я опять задалась вопросом "што вы имели ввиду, огосподибожемой??": ..."и счет биения вен нам укажет путь". Как? Как это понять?) Еще, при слове "ртуть" мне вспомнился "Поезд на Мемфис" с предыдущего альбома, где ртуть и Меркурий - это поклон в сторону незабвенного Фредди Меркьюри. Уже там Меркурий органично вплелся в общую космическую канву, которая в полной мере развернулась теперь на "Алхимии"...

3....в том числе и вылившись в Марсианский экспресс! Поезда, поезда, снова поезда...Поезд на Мемфис внезапно превратился в Марсианский экспресс, преодолев время и пространство. В песне особо радует неожиданный переход между тональностями, которые вызывают в памяти то, как поезд набирает скорость, и от этого меняется звук. А еще, конечно, нельзя тут не вспомнить Рэя Бредбери с его марсианскими новеллами:)

4. Никогда и Dreadnought. Это парные песни, отличающиеся лишь текстом, настроением, звуком...да, в общем, проще сказать, что у них одинакового - мелодия..Они рассказывают нам общую на двоих историю.
"Никогда" - это женская версия, а "Дредноут" - мужская, что ясно видно и по тексту, и по всему остальному. Героиня "Никогда" ждет у морского побережья своего любимого и не теряет надежды. Она верит в любовь и в то, что он вернется. Быть может, она вспоминает его слова- "я обещаю вернуться?".
А вот герой "Дредноута" (англ. боевой корабль, "бесстрашный") говорит: "мне не вернуться". Хотя в первом куплете надежда еще жива, постепенно он приходит к выводу, что путь домой навсегда потерян, ведь корабль давно "пробил пространство и время" и покинул земные воды. Поэтому и пристань высоко, а небо - низко. Можно предположить, что Дредноут теперь бороздит космические просторы, так что героиня напрасно ждет любимого у побережья. А может, героя и вовсе уже нет в живых, и они встретятся только в "никогда". Невольно вспоминается нашумевший "Интерстеллар".

5. Золото тумана. Я честно пробовала прочувствовать эту песню, поклон в сторону Ахматовой, но, видимо, я еще не доросла до нее, как в свое время до "Кувшина".

6. Об устройстве небесного свода. Песня, которая отправляет нас то ли на пустынные снежные равнины, то ли на холодные "высоты, где спят орлы". Речитатив и басы вводят в транс, а текст исполнен прямо-таки философского разоблачительного смысла. Тут стоит поблагодарить прекрасную поэтессу и подругу Хелависы Ольгу Лишину, которая участвовала в написании слов к этой песне. Она удивительным образом умеет писать длинные строки, которые рифмуются только последним словом и создают ощущение разговора.

7. Радость моя. Нет, нет, нет, я остаюсь покорно поклонницей первой версии этой песни, сольно исполненной Хелависой. Хоть стихи и написаны от мужского "я", но Эдмунд Шклярский не дает нам такой нежности, которая подразумевается в этой композиции.

8. St. Exupery Blues. Я долго не могла принять эту песню, ведь блюз для Мельницы весьма необычен. Ну, так же долго я шла к джазовой Slow, Love, Slow у метал-группы Nightwish.
Блюз для Сент-Экзюпери - это песня на грани падения, но мы не слышим трагичности или страха. Есть лишь упоение полетом, ветер в волосах, дыхание полной грудью и радость жизни.

9. Тристан. На концертах исполнялась "Изольда", и ее мы ждали на новом альбоме, а вышел "Тристан". Это одна из первых захвативших меня песен в альбоме. Она похожа на старо-мельничный сказочный фолк. Тристан представляется нам, как жертва колдовской страсти, и его личность почти полностью стерта ею. Боже мой, какие в этой песне изумительные аллитерации! Как филолог, я просто впадаю в экстаз. Короткие отрывистые строки, исполняемые почти выкриками, прямо-таки завораживают.
И, помимо остального, эта песня мне сильно напоминает "Ночную Кобылу". Похожи и словоформы в прошедшем времени, и то, что снова герой оказывается в плену колдовства, которое приводит его если не к гибели, то к неминуемым изменениям. Тристан становится оборотнем - как вам такое?

10. Прощай. Эта песня первой привлекла мое внимание, и ей уже пророчат судьбу радио-хита, как Дороге Сна и Ночной Кобыле:) Припев очень цепляющий, сама композиция напоминает старо-мельничную. Герой и его душа заперты "с обратной стороны зеркального стекла". Снова холод и снег, и ледяное стекло, отделяющее героя от всего мира.

11. Война. Я плакала, когда слушала эту песню первые несколько раз. Она оживила в моей памяти события 2013-14 гг., Небесную Сотню, да и последующие жертвы. Хелависа сообщала, что "Война" появилась как раз зимой 2013/14, вряд ли это связано с Майданом, но эта песня может стать нам очень близкой. Герой - возможно, это Ангел с прошлого альбома, - на краткое время покинул поле боя, чтобы рассказать о бессмысленности войны и вновь вернуться к ней, "тяжело подволакивая крыло", потому что ему больше некуда возвращаться.
Финальная часть песни отличается от общего настроения. Мы слышим ярость боя, мастерски воплощенную Хелависой, и это снова отсылает нас к похожему пению в "Ангеле".



В целом, я бы охарактеризовала тему альбома как холодную отчужденность. Ее нам предоставляют и многочисленные упоминания зимы, и прохладный тон музыки, и тема космоса. Также, "Алхимия" вышла довольно маскулинной (кроме "Никогда", "Об устройстве небесного свода" и "Золото тумана"). Как мы знаем из интервью, "Алхимия" - это только первая часть запланированного двухтомника. Возможно, следующая пластинка окажется более "женской", принеся в том числе и Изольду с ее чарами.

На этом, пожалуй, я остановлюсь, хотя мыслей много:) "Алхимия" - это новые темы, новый уровень мастерства и новая любовь. Если "Ангелофрения" была авангардом, выражаясь языком искусства, то "Алхимия" стала модерном.
Аплодисменты новой эре Мельницы!:)