background

суббота, 29 октября 2016 г.

"Химера" - вторая часть рассказа



Итак, прошел почти ровно год с выпуска "Алхимии", и вот, как и было обещано, подоспела вторая пластинка с загадочным названием "Химера". Пластинка, которой суждено было стать продолжением "Алхимии" и одновременно ее противоположностью, превращаясь с ней вместе в чудную и необъяснимую "Аль-Химейру".
Целых пять песен из одиннадцати появились в концертных записях еще перед официальным релизом, из которых Голубая Трава и Изольда - даже перед выходом "Алхимии". Так как я не могу удержаться от прослушивания новых песен, даже если они в концертной записи, общий эффект от альбома был слегка притуплен и восприняла я его не так ярко, как "Алхимию", хотя "Химера", возможно, ближе мне по духу.

Изначально "Алхимия" задумывалась как "мужская" часть диптиха, а "Химера", ясное дело, "женская". Инь и ян, так сказать. Музыкантам вполне удалось реализовать эту идею, т.к."Алхимия ", как я уже писала ранее, - яркая, холодная, прозрачная, как горный воздух, и быстрая, стремительная, как мчащийся экспресс или тот же летающий космический Дредноут. Мне кажется, работа с картами Таро и с Виккой приучили меня мыслить образами, а не логическими категориями, поэтому впечатления так и описываю - картинками и ощущениями :D "Алхимия" - это Его история, история пилота, покинувшего землю в поисках новых миров и (возможно) потерявшегося в космических просторах, где "лишь сияние Эльма нещадно рвет пустоту".
"Химера" же - это Ее история, той, что осталась на суше и познает тайны магического ремесла. Общая атмосфера пластинки - темно-тягучая, как летняя ночь, наполненная лишь огоньками фейри да искрами творящегося волшебства - не всегда доброго, надо сказать. "Химера" именно ночная, лунная, в отличие от всецело "дневной" Алхимии. Тьма и свет, Инь и Ян, все очень гармонично. Необычайно интересный проект создала моя любимая Мельница <3 
Но перейдем же конкретно к песням.

1. Бес Джиги. Заводная ирландская мелодия, поклон в сторону Зеленого Острова, с которым так тесно связана Хелависа:) Как для вступительной композиции, эта песня очень хороша, т.к. она будто несет обращение к аудитории от имени группы - некоторые считают, что слишком уж прямое обращение. Но я так и представляю себе шумный трактир, где играют музыканты, подстегиваемые невидимым бесенком джиги с искрами в глазах. Забавно, что в этой песне появилась еще и тема вуду/иглы, не совсем типичная для Мельницы, но вполне понятная в общей концепции "Химеры".

2.  Голубая трава. У меня с детства была хорошая книжка европейских сказок, и одна из них, французская, называлась "Король-Ворон". Главная ее героиня должна была найти голубую траву, что поет ночью и днем, и крушит железо, чтобы освободить своего супруга от злых чар. Эта песня написана как раз про эту голубую траву, от ее имени. Голубая трава тут превращается в некое магическое растение, которое растет в сердце и делает с тобой...что? Что-то делает, явно волшебное и дурманящее. Может, голубая трава тут является метафорой любви и, к тому же, мне упорно кажется в этой песне некий эротический подтекст:)

3. Изольда. Нежная-нежная композиция, пара для алхимического бурного Тристана. И так же, как и там мы видели для Тристана опасность превращения в оборотня, тут ему пророчат еще более грустную судьбу утопленника. Ну, это неудивительно, учитывая содержание легенды про Тристана и Изольду. Как и в "Алхимии", любовь Изольды несет для Тристана опасность, но если там мы слышали борьбу и попытки сопротивляться магии, то эта Изольда будто укачивает, усыпляет и так и манит опуститься на дно, как сирена.

4. Черный Дрозд. Тут мы можем слышать мэтра российской музыки Бориса Гребенщикова, чей низкий бас-баритон придает песне определенный шарм. Впрочем, мне кажется, уж слишком низкий, и на некоторых строках нужно быть летучей мышью, чтобы основательно все расслышать :D Смысл песни все еще остается загадкой для меня, т.к. черный дрозд как символ имеет множество значений, в том числе и искушение (христ.). Интуитивно мне эта песня показалось историей некого мессии, который "кормит людей золотом с рук". Что он дает им? Знание? Ложные истины? Песня же исполняется от имени возлюбленной героя, которой определенно не нравится происходящее. Если герой наш - пилот Алхимии, познавший запредельные истины и уже несколько отдалившийся от людей, то героиня Химеры - жилица этого мира, и она лучше понимает, чем может для героя закончиться такой вот близкий контакт с толпой.



5. Волчья Луна. Тут снова поклон в сторону Лорки с его "Романсом о Луне-шалунье", которая забирает детей. Героиня этой песни еще не полностью поддалась власти Луны, она сопротивляется и всячески Луне угрожает. Как кто-то сказал, "так мило о расчлененке еще не пели":) Но под конец песни Луна берет верх, и героиня сама становится ею: "...и я, наверное, больна, и я, наверное, Луна". Можно сказать, что тут лежит начало колдовской карьеры нашей героини. Отныне она почти потеряна для людей.

6. Кицунэ. Чудесная озорная песня, окрещенная в народе "кисуней":) Тут мы видим японскую тему и оборотней-лисиц, играющих в лесу. У одной - черное кимоно, а у другой - белое, так и раскрывается тема Инь-Ян. Луна уже становится "прорубью в небо", да и на дне уже "тепло"...

7. Любовь во время зимы. Эта песня, по моему мнению, гораздо лучше бы смотрелась в качестве финальной, т.к. объединяет два альбома. Она - общая история на двоих, и хоть от нее веет надеждой счастья, я плакала, когда слушала ее первые разы, да и сейчас слезы выступают. Такая она трогательная. "Хорошо, что уже не страшно, и пламя пляшет, как любовь во время зимы". Да что тут писать, эта песня и есть любовь. 

8. Обряд. Песня, которая у большинства людей стала любимой, и которая цепляет сразу своей темнотой и мощью. Действительно очень сильная композиция, резонирующая с такой же мрачной "Об устройстве небесного свода". Героиня "Обряда" уже полностью во власти магии, она будто находится в сердце бурана, ну или на скале посреди моря. "Князь серебряный" уже неотличим для нее от "змея серебряного" (привет, Невеста Полоза), хотя о князе она и вспоминает с тоской. Забавно, что ее возлюбленный, герой "Алхимии" покоряет небеса, так же, как и змей. Эти образы параллельны, и героиня под конец отчаянно просит своего "князя"(змея?) забрать ее в небо, подальше от власти злых чар.

9. Колесо. Эта песня несколько светлее предыдущей, но здесь никакой "князь" уже не появляется, диалог идет только между Ней и Луной. Создается картинка бегущей по полю полусумасшедшей женщины, которая уже не понимает, где реальность, а где иллюзия. В тумане - зверь или человек? Важна тут фраза, "произнесенная" лесом: "Чья ты есть, реши". С одной стороны, есть власть тумана, Луны и сна, а с другой - некий голос, который тихо укоряет: "Ты бежишь, бежишь, только не ко мне..." Да и сама героиня в последних строках грустно осознает,  что "мне никогда не было так легко, но в этом сне я все равно одна". Стало быть, даже чары Луны не способны заглушить одиночество. И опять, опять это стремление: "на железных крыльях да в небеса"...

10. Витраж. Песня, которую тяжелее всего оказалось "расслушать" и запомнить. Довольно непонятное название. Ну, или я пока не увидела значения:) Эта композиция опять от имени героини, которая обращается к своему возлюбленному, который вернулся? возвращается? или ей кажется, что он вернулся из дальних странствий? В любом случае, от песни так и веет спокойствием, несмотря на все невзгоды. Только настораживает строка "никто никогда и не мыслил о пути назад"...

11. Список кораблей. Очень печально, что эта песня является завершающей. Прямо-таки удар в самое сердце. Неужели история закончится вот так? И Одиссей так и не найдет дорогу домой? Это вторая песня, которая вызвала у меня безутешные рыдания, причем именно по причине печали, в ней заключенной. Тут мы слышим наконец нашего алхимического героя, который плывет на своем корабле - вроде бы не в небе, но в ледяных водах над останками других кораблей. И кто же она, та что ждет, губит и гибнет на последнем корабле? Может, это сама Смерть? Или любимая, которая приняла обличье Смерти, как Изольда?


В общем, альбом гораздо более темный и минорный, чем "Алхимия". Может, так и было задумано - чтобы радость и грусть шли вместе, одно же без другого не бывает. Но, определенно, Аль-Химейра - это действительно чудесный мельничный проект. Интересно,что будет дальше :3

вторник, 1 марта 2016 г.

Доброжелательный сексизм - что это?

Сегодня моя мама вернулась с улицы и в который раз пожаловалась на мужчин, которые не уступают место женщине в маршрутке. Я выслушала, а потом осторожно спросила:
- С другой стороны, почему они должны уступать место здоровой сильной женщине, не беременной и не старушке?
На что получила весьма агрессивный выпад со словами "тут я против равноправия". У меня аж кровью сердце облилось от такой фразы. "Против равноправия".



"Испокон веков" мужчины были рыцарями и джентльменами, слагали для женщин баллады и открывали перед ними двери. Что же тут плохого, спросите вы? Женщины только радоваться должны такому вниманию и заботе. Радуйтесь, вам говорят.

Начнем с того, что такое сексизм.
Сексизм (ворд подчеркивает это слово как неправильное и хочет поменять на Марксизм) - это дискриминация человека по половому признаку. Это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Некоторые даже не замечают странности фраз "ты же девочка, у вас плохо с логикой/математикой", "он же мужчина, они просто не могут сдерживать свои инстинкты", а также шуток про тупых блондинок. Правда в том, что все мы - люди, и наш пол не определяет наши умственные способности и обязанности. Пол не определяет то, какими игрушками играет ваша дочь/сын, или что нарисовано у них на подгузнике. Пол не определяет женщин-домохозяек/матерей и мужчин-добытчиков. Все это определяют социальные нормы, придуманные обществом.

После получения женщинами права голосовать, учиться в университете и летать в космос дискриминация по половому признаку никуда не исчезла. Сексизм остался, приобрел коварные, псевдошутливые формы. А еще никуда не делся доброжелательный сексизм - то самое "открывание дверей".


Действительно, ну кому плохо от того, что тебе уступили место в маршрутке? Уж точно не женщине, которая получила сиденье. Но за такой "заботой" кроется устоявшееся мнение, что женщина слабее, что она хрупкое и прекрасное создание, которое надо оберегать, - а то ведь ей рожать еще. Серьезно, девушки, разве приятно осознавать себя слабой (читай: ни на что не способной)?! Потому-то феминистки и обвиняют порой искренне ничего не понимающих мужчин в сексизме, - потому что пока женщина считается слабой, над ней можно доминировать. Жен можно избивать, девушек можно насиловать.

Конечно, от уступленного места до изнасилования огого как далеко (хвала Богам), но мы должны бороться с ошибочным мнением о слабости женщин.
Если смотреть с точки зрения, что все мы - люди, то я сама вполне в состоянии открыть себе дверь и постоять в маршрутке. Я в состоянии заплатить за себя в кафе. Я в состоянии добиться всего, что бы мне не хотелось.
Быть может, это не по-радфемовски, но когда мужчина придерживает для меня дверь, я говорю "спасибо", как вежливый человек. Ни в коем случае я не принимаю это как должное. Но и не делаю придержавшему скандальны выговор (ведь мы оба спешим по делам). Я пишу о доброжелательном сексизме тут, в блоге, и пытаюсь при случае объяснить суть вещей людям, которые способны слышать (боги, как же НЕ ХВАТАЕТ людей, способных слышать).

Мне будет очень приятно, если, прочитав это, кто-нибудь задумается о положении вещей. Надеюсь, так я добавлю еще одну маленькую капельку в океан равенства.






среда, 24 февраля 2016 г.

Весна

Сейчас снова будет абстрактный пост о чувствах и предчувствиях. Наверное, все ведьмы скатываются в абстрактность:)


Я собиралась написать еще перед Имболком (1-2.02), но досиделась до того, что через месяц уже Остара, а из земли полезли новые растения! Серьезно, зима несколько необычно быстро закончилась. Ну как, оно-то еще мокро, холодно и печально, но:

1) уже в начале февраля стали дуть весенние ветры! Не знаю, как объяснить, но иногда ты выходишь из дома и чувствуешь в воздухе весну. Я совершенно точно знаю, как пахнет весенний ветер, так же как и летняя ночь имеет свой особый запах. Даже не знаю, от чего это зависит - то ли от Солнца, то ли от направления ветра, то ли еще что.

2) поет весенняя птичка! Кажется, это синицы. Так: "ти-ти, ти-ти" :D Смешно звучит, но когда вы слышите это пение вживую, это точно значит, что весна близко. Может, синицы так собирают своих, подавая знак, что пора возвращаться в Скандинавию?)

3) на Имболк, или же День Сурка, когда по погоде определяют весну, было пасмурно и дождь. У виккан есть свое объяснение предсказания: в этот день Старуха-Зима в последний раз выходит из своего убежища в лесу, чтобы набрать хвороста. Если будет пасмурно, она не сможет  найти много сухих веток, и значит, ее костер быстро догорит, и придется уступить место Деве-Весне. Если же будет солнечно - хвороста окажется много, и Зима еще долго будет сидеть у костра.
В этом году вряд ли она смогла найти много хвороста:)

Итак, нас преследуют оттепели, хотя вообще-то февраль должен быть самым жестоким месяцем. И уже трава начала расти, и эти толстые зеленые стручки, которые всегда первыми появляются на клумбах.) И я уже сменила молочно-белые декорации алтаря на сверкающую зелень.

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Кредо ведьм

Теперь послушай ведьмины слова,
Секреты, скрытые в ночи,
В те времена, когда таились мы во тьме,
Теперь уж можно вынести на свет.

Волшебные вода и пламя,
Земля и вездесущий воздух.
Мы знаем все о скрытой сути в них,
Мы знаем, но молчим.

Рождение, расцвет и смерть,
Приход зимы и лета,
За всеми тайнами природы
Мы следуем в своем волшебном танце.


Четыре раза в год великий шабаш
Наступает, и ведьмы вновь танцуют
В День всех святых, на Ламмас,
Вокруг костров и в праздник Имболк.

Когда же день и ночь равны между собою,
И в самый длинный день, и в день короткий самый
Вновь ведьмы вместе и справляют
Четыре шабаша иных, поменьше.

Всего в году тринадцать лун,
И в круге ведьм тринадцать.
Тринадцать золотых деньков
В году, и месяцев тринадцать.

Во все года и все века
В начале и в конце времен
Мужчина с женщиной ложились
И силой оба наполнялись.







Когда мечом, ножом иль колдовством
Очерчен круг магический,
То он соединит тотчас два мира -
Наш мир земной и мир теней.
Земной мир глуп и слеп,
А мир теней все знает, но молчит.
А в круге закипает колдовство
И призывается древнейший бог.

У входа в темный склеп
Стоят колонны. Две всего,
Как два всего начала у природы,
Что образуют силу духов и богов.
Друг друга обгоняют свет и тьма,
Свет делается тьмой, тьма - светом.
Так часто говорили мудрецы,
Рассказывая о богине с богом.

Король теней, рогатый по ночам,
На диком ветре мчится,
Но при свете дня
Он по лесным полянам по-хозяйски бродит.
Она же может быть девицей юной,
Плывущей в полночь в лодке под Луной.
Но если будет ей угодно, может стать
И древнею старухой, шепчущей заклятья.

Они бессмертны - времени поток
Их только освежает. Им подвластно
Любое колдовство, и даже души
Сковать иль отпустить они способны.

Так выпьем же вина в честь бога и богини,
И будем танцевать, сплетясь в объятьях.
Когда же час пробьет, то нам откроют двери,
Ведущие к эльфам, в волшебную страну.

Мы можем делать все, что захотим.
Обиды нет, когда в душе любовь.

Лишь только заповедь одну,
Колдуя, мы не забываем.
Вот ведьмовское кредо, шесть слов:
Делай, что хочешь, только не вреди.

(с) Дорин Валиенте


среда, 16 декабря 2015 г.

Почему "Багровый пик" - сексистский фильм

Итак, давеча я наконец-то посмотрела "Багровый пик", на который хотела сходить в кино, но как-то не сложилось. Я слегка тащусь от Тома Хиддлстона, а тут еще и историческая реконструкция, где он играет аристократа, так что...я не могла упустить этот фильм:)
В целом, мне понравилось. Оформление отличное, режиссер - молодец, актеры подобраны хорошо. Но тут я задумалась о своих чувствах к персонажам и удивилась, какой ненавистью я воспылала к Люсиль, главной злодейке. Почему у меня нет тех же чувств к Томасу, хотя его вина почти так же велика? Эти размышления навели меня на мысль рассмотреть "Багровый пик" с точки зрения феминизма и проверить, как там изображены женщины.
Есть отличный способ узнать, относится ли данное кино к фем-френдли произведениям. Он называется тестом Бехдель и предлагает задать следующие вопросы:
1) Есть ли в фильме две и больше женских персонажки, чьи имена названы?
2) Говорят ли они друг с другом хоть раз?
3) Если да, то говорят ли они о чем-либо, не касающемся мужчин?

Если на все три вопроса ответ был "да", можете считать этот фильм гендерно непредвзятым. Давайте же рассмотрим "Багровый пик" с этой точки зрения.


Итак, в фильме определенно есть две женские персонажки, к тому же, центральные - Эдит и Люсиль. И да, они говорят друг с другом наедине. Но вот на третьем вопросе, как обычно и бывает, "Багровый пик" терпит поражение. Ни разу эти две женщины не говорят о чем-то безотносительно к Томасу - даже когда Люсиль рассказывает об их матери.
Теперь мы подозреваем, что тут дело нечисто. Рассмотрим подробно каждого из персонажей.

1) Эдит. В самом начале фильма она меня порадовала - и роман сама пишет, и упрямая, и смеется над необходимостью писать о любви, и читает много, и очки носит (ну, прост) - чем не начинающая феминистка. Но вот появляется прекрасный и богоподобный баронет - и прото-феминистка становится сперва наивной глупышкой, затем ходячим несчастьем. Хорошо хоть хватило смелости шастать по ночному дому и разговаривать с призраками, иначе бы точно померла. В конце даже лопатой орудует, да как! Но вся ее персона крутится вокруг одной точки - ее мужа Томаса. Это слащавое "Я тебя никогда не забуду" меня просто убило, откровенно же плохая реплика.

2) Томас. Вот он - наш центр Вселенной. Прекрасен, умен (вроде бы), благороден - мечта, одним словом. Неудивительно, что от него тащатся и сестра, и жена (жены). Но если подумать, помимо красоты актера, чем еще может привлечь этот персонаж? Только своей страстью к изобретательству. Только рядом со своей машиной он становился по-настоящему живым и интересным. А, ну еще тем, что он мужчина. А так - особо ничем не выдающийся.

3) Люсиль. Я даже вслух ругалась, когда она пошла убивать направо и налево. Это же надо, какая стерва, еще и сумасшедшая. Зло во плоти. А затем я подумала, ну почему опять именно сестра оказывается бесноватой истеричкой и убийцей? Почему им не мог быть брат, Томас? И вспомнила статью о том, как женщин из века в век выставляют лгуньями, дьяволицами и вообще очень плохими людьми. Ведь как неожиданно и здорово было бы, если бы это Люсиль раскаялась в конце и они вместе с Эдит лопатой долбанули Томаса по его прекрасной голове, а не наоборот?

И опять, опять, по сути, такой же негодяй Томас выходит сухим из воды. Ведь надо же прославить любовь, прославить мужчину (я тут уже не упоминаю второго героического парня), нельзя же, чтобы зрительницы возненавидели прекрасного аристократа, такого нежного и невинного. Ведь он всего лишь шел на поводу у маньячной сестры.
Ладно, такая ситуация может быть. Но за Люсиль обидно. В целом, за все образы истеричных негодяек, которым наполнено искусство, которые вбивают нам в головы, что женщинам доверять нельзя. Вот я сейчас не могу вспомнить похожей ситуации, где из пары именно мужчина оказался бы злодеем, а две женщины объединили свои дружеские силы для борьбы со злом, а не бегали за персонажем, как полоумные влюбленные собачки и не грызлись за него. Если вы помните - сообщите мне об этом, я хоть порадуюсь. 

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Мельница 28.11.15


Вот и еще один концерт Мельницы позади. Не так давно я расписывала свои впечатления от "Алхимии", так что сейчас сосредоточусь на некоторых моментах, которые сделали этот концерт совершенно особенным:)

Порадовало освещение! Вместо каких-то драпировок фон сцены был усыпан огоньками, будто звездами, и было волшебно:) Практически каждой песне осветители придали свое настроение - например, на Небесном Своде было бледно зеленое, что и-де-аль-но оттеняло атмосферу песни!

Когда Хелависа вышла на сцену, она вынесла ярко пылающую свечу и поставила перед стойкой микрофона. Сперва я думала, что это какая-то фишка концертного тура, а потом вдруг вспомнила, что сегодня (то бишь вчера) - День памяти жертв Голодомора, когда все вечером зажигают свечку в окне. И сразу все стало "illuminated", и если бы можно было полюбить Хелавису еще больше, это был именно тот момент.

Забавно вышло, когда начали играть мощную старомельничную "Прялку", и вот наступает момент, когда вступают барабаны - а барабанщик Фрол куда-то завеялся :D Хелависа сама рассмеялась, здорово разрядив этим атмосферу, и "Прялка" вышла чудесная:)

Сюрпризом было исполнение кавера "Master of the Wind", которое я, кажется, на концертах еще не слышала.

И, конечно, энергетическим центром концерта стала "Война" - песня актуальная, как сказала сама Хел. Это та песня, которая при первых прослушиваниях заставила меня плакать, и это же - вчера, на концерте. Думаю, не на меня одну "Война" так влияет, и когда зал внезапно, не сговариваясь, поднял фонарики и начал светить, даже Наталья Андреевна заморгала чаще и изменилась в лице. Это было чудесно - чувствовать, что твой любимый исполнитель поддерживает тебя. Если вы не слышали эту песню, просто послушайте.

Так как "Алхимия" вышла совсем недавно, на новые песни зал реагировал слабее, чем на старые. Но я уверена, что это изменится, ведь тот же "Тристан" и "Анестезия" - чрезвычайно мощные песни. Но все уже точно прочувствовали "Об устройстве небесного свода" и "Войну":)

Еще раз хочу поблагодарить Мельницу за восхитительную пластинку, и не менее чудесный вчерашний концерт! Любовь на веки веков.

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Темное время

Итак, неделю назад мы отметили официальный Самайн, а 7.11- астрологический. Мне довелось вчера поблуждать в сумерках (это где-то в пять вечера) и ощутить приближение зимы. Как чудесно написала Сойт в своем блоге, на Самайн мы слышим звук лопнувшей струны - это умер Рогатый Бог, так и не увидев своего сына, и с ним умерло лето.
Дни от Самайна до Йоля (21 декабря) мы называем Темным временем, это время "безвременья", когда Боги сошли в Поздемный мир, и хоть их сила постоянно с нами, но мы все равно ощущаем себя покинутыми.



Вчера я обнаружила, что в город массово вернулись черные вороны и синицы - поближе к людям, к теплу и пище. В лесу уже питаться почти нечем. Одна рябина горит алыми гроздьями, да кое-где шиповник. Букашки давно попрятались под землю, и облетают в ускоренном темпе последние листья с тополей. Все это недвусмысленно говорит о приближении настоящих холодов.
И хотя в ноябре так сложно активно действовать, все время хочется спать и пить чай, я заставляю себя быть в тонусе, чтобы не так давило отсутствие солнца (да что там, дождя тоже нет) и эта всепроникающая грусть, которой наполнена сама природа. Грусть закрадывается в сердца людей печальными мелодиями, дрожью последнего желтого листа на вишне. От прокрастинации и самоистязания спасает только работа и медитации. И хотя в Темное время надлежит наполняться спокойствием и внутренней мудростью, я чувствую легкое отчаяние, оно сквозит во всем, что нас окружает.
Но скоро первый снег, который украсит сказкой серую землю, укроет ее пушистым одеялом:) И даже если это будет сперва всего пара мокрых снежинок - все равно это будет зима, новый период, новое время, и придет охота пить какао и слушать рождественские песни! Надеюсь, что это случится скоро.